Каждая цифровая реформа – это шаг к более доступному правосудию

0
10

«Следует последовательно повышать правовую культуру людей, культивировать в общественном сознании созидательные ценности. Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона»,­­­ – Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

В рамках исполнения поручений Главы государства Министерством юстиции на постоянной основе проводится разъяснительная работа по повышению правовой грамотности населения.

Так, в 2024 году запущены акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех регионах.За прошлый год во всех регионах республики было проведено 1 310 консультативно-разъяснительных мероприятий с общим охватом более 100 тыс. человек.

С цельюповышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов открыты около 2000 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских клубах, в центрах досуга и т.г. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам (eotinish,портал «Открытые НПА» и т.д.).

 

«Каждая цифровая реформа – это шаг к более доступному правосудию, особенно для людей в отдаленных регионах, где доступ к юридической помощи был ограничен», – Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

Запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг в онлайн режиме на сайте eup.kz., также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка.Более 472 тыс. граждан получили квалифицированноую юридическую помощь через более 2000 тыс. адвокатов и юридических консультантов в системе «Zan Komegi».

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка. Данной услугой воспользовались 176 тыс. наших граждан.

Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентовпри подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7.Так, благодаря этой услуге граждане Казахстана смогли законно оформить около 168 тысяч доверенностей и 67,5 тысяч согласий супругов не посещая нотариуса.

Еще одним из важных достижений является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения Роботу судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия частного судебного исполнителя. После возбуждения производства граждане получают СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGovMobile с детальной информацией о деле, тем самым граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафаи визитов к судебным исполнителя, так как все действия производятся онлайн.

С момента запуска Цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день возбуждено свыше 109 тыс. исполнительных производств на сумму 2,2 млрд. тг. Сумма экономии составила 550 млн. тг.в пользу граждан.

 

В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее в цифровую эпоху, а также сэкономить время и деньги. Основные изменения:

  • в 2025 году более 300 тыс. граждан планируется обучить правовой грамотности;
  • ИИ-помощник “Айтеке”– внедрение чат-бота для простых юридических консультаций и помощи в сборе документов;
  • Компетенция Робота-судебного исполнителярасширится и порог размера задолженности, которым он будет заниматься вырастетс 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 млрд тенге в год.

Данные инструменты будут отличаться легкостью в использовании, оперативностью и доступностью в любое время суток.

Принимаемые меры способствуют укреплению сознания граждан по правовой грамотности и улучшению понимания своих прав и обязанностей. В результате работ по упрощению услуг казахстанцы экономят время и деньги, повышается доступность и удобство в получении данных услуг, а также упразднят административные барьеры, делая процесс более прозрачным и эффективным.

ПІКІР ҚАЛДЫРУ