Развитие логистики и трансграничных хабов

Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев сообщил, что запуск пяти трансграничных хабов позволит увеличить объем экспорта несырьевой продукции на 30%. В исполнение поручений Президента по формированию Казахстана как ключевого транспортно-логистического центра в стране реализуется строительство пяти крупных хабов на границе.
По его словам, на всех направлениях уже определены управляющие компании, и активно возводится соответствующая инфраструктура.
На узбекском направлении формируется Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия», который должен повысить товарооборот между государствами до $10 млрд. На востоке развивается Хоргосский узел — СЭЗ «МЦПС «Хоргос» и «Хоргос – Восточные ворота». Для увеличения пропускной способности здесь строятся международный аэропорт SkyHansa и новые логистические объекты.
Одновременно ведется развитие Каспийского узла: в портах Актау и Курык создаются контейнерный хаб и многофункциональный терминал «Саржа». На западной границе в ЗКО действует Центр трансграничной торговли «Евразия», ориентированный на увеличение экспорта в Россию. В Жамбылской области на трассе «Западная Европа – Западный Китай» формируется Индустриальный торгово-логистический комплекс, который будет заниматься обработкой и распределением потоков товаров на границе с Кыргызстаном.
«Мы переходим к активному этапу реализации инвестпроектов. Сейчас основной упор делается на практический запуск объектов, расширение логистических возможностей и вовлечение бизнеса в новые форматы сотрудничества. Функционирование этих хабов позволит существенно ускорить торговые процессы с соседними странами, увеличить объем несырьевого экспорта на 30% и создать более эффективные логистические условия для отечественных компаний», — подчеркнул Арман Шаккалиев.
Министр транспорта РК Нурлан Сауранбаев представил отчет о состоянии транспортной инфраструктуры, обеспечивающей работу трансграничных хабов.
По его словам, на текущий момент все хабы полностью обеспечены необходимыми транспортными связями.
Так, в рамках Международного центра промышленной кооперации «Центральная Азия» продолжается строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которую планируют завершить в 2026 году. Новая магистраль свяжет Мактааральский район с общей железнодорожной сетью и обеспечит пропускную способность до 20 млн тонн в год.
Комитет госдоходов завершил модернизацию автомобильного пункта пропуска «Атамекен» и ремонт подъездной дороги к нему.
Центр трансграничной торговли «Евразия» будет подключен к железнодорожной сети через станцию Пойма, ввод которой намечен на следующий год.
Продолжается реконструкция автодороги «Подстепное – Федоровка» протяженностью 144 км: 72 км планируется завершить в этом году, оставшиеся — в 2026-м. В 2026 году начнется модернизация пункта пропуска Таскала, завершить работы планируется в 2027 году.
На направлении Хоргоса модернизируется железнодорожный участок «Алтынколь – Жетыген», что позволит повысить его пропускную способность до 25 млн тонн. Завершение работ ожидается в 2026 году. Также идет ремонт объездной дороги пункта пропуска «Нур жолы», который завершат до конца года.
В Каспийском узле активно модернизируются порты Актау и Курык. До конца года совместно с китайской компанией Ляньюньган завершат первую очередь контейнерного хаба в порту Актау, после реализации проекта его мощности достигнут 200 тыс. ДФЭ. Также ведутся работы по дноуглублению и модернизации причалов.
«В порту Курык продолжается строительство многофункционального терминала «Саржа». Для увеличения контейнерных перевозок до 2027 года планируется приобрести в Азербайджане два судна вместимостью 700 контейнеров. Увеличивается и пропускная способность железнодорожной линии, ведущей к портам. Комплексная реализация проектов позволит довести совокупную пропускную способность портов Актау и Курык до 30 млн тонн», — отметил министр.
Кроме того, продолжается капитальный и средний ремонт дорог, соединяющих Жанаозен с Туркменистаном. Завершение работ намечено на 2026 год.
Международный транспортно-логистический комплекс на границе с Кыргызстаном (Жамбылская область) расположен вдоль коридора «Западная Европа – Западный Китай». Здесь идет ремонт автодороги Карасу – Масанчи – Сарытобе, который также завершится в 2026 году. Модернизация пункта пропуска Карасу – Актилек стартует в следующем году; в рамках проекта рассматривается возможность строительства нового моста через реку Шу за счет инвестора.
О ходе реализации поручения Президента: интеграция Казахстана в международные производственно-логистические цепочки через развитие хабов доложил вице-министр промышленности и строительства Иран Шархан.
Он отметил, что инженерная и территориальная база для развития пяти трансграничных хабов в Казахстане полностью подготовлена. Ключевые площадки расширены, сроки функционирования специальных экономических зон продлены, а подведение базовых коммуникаций к ряду объектов планируется уже к концу текущего года. Фундаментом для новых логистических узлов выступают четыре специальные экономические зоны: «Хоргос – Восточные ворота», «МЦПС «Хоргос», «Морпорт Актау», «TURAN» и две индустриальные зоны «Евразия» и ИТЛК.
Спмкер подчеркнул, что государство создало «мягкий климат» для прихода бизнеса: готовая инфраструктура и фискальные стимулы существенно снижают порог входа в проекты.
«Благоприятные условия на этих территориях, включая готовые земельные участки с инженерной инфраструктурой и налогово-таможенные льготы в СЭЗ, снижают расходы инвесторов, ускоряют запуск производств и способствуют развитию трансграничных хабов с интеграцией Казахстана в международные производственно-логистические цепочки», — подчеркнул вице-министр.
Аким области Жетісу Бейбит Исабаев представил информацию о ходе развития трансграничного хаба «Хоргосский узел» и мерах по повышению пропускной способности пунктов пропуска на границе с Китаем.
По его словам, ведется активная работа по привлечению инвестиций, наращиванию грузопотока и транзита, а также модернизации инфраструктуры пропускных пунктов.
В двух специальных экономических зонах — СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и МЦПС «Хоргос» — уже реализовано 40 проектов общей стоимостью 76 млрд тенге, создано более двух тысяч рабочих мест. До конца 2027 года планируется запуск еще 65 проектов на сумму 1,1 трлн тенге, что обеспечит свыше 9 тысяч новых рабочих мест.
В рамках расширения сухого порта «KTZE — Khorgos Gateway» модернизированы два и построены восемь дополнительных железнодорожных путей. Сейчас в эксплуатации 16 путей, что повысило пропускную способность терминала в полтора раза.
Компания ТОО «SKYHANSA» получила земельный участок площадью 800 гектаров для строительства международного грузопассажирского аэропорта. Ведется разработка проектно-сметной документации инженерной инфраструктуры объекта.
«На пункте пропуска „Нұр жолы“ реализуются меры по увеличению пропускной способности, оптимизации движения и цифровизации процессов. Введены круглосуточный режим и электронная очередь, что позволило удвоить пропускную способность — до 1,2 тысячи автомобилей в сутки», — подчеркнул Бейбит Исабаев.
В Актау планируется строительство нового морского порта стоимостью $300 млн.
Проект реализуется в рамках поручений Президента по развитию транспортной инфраструктуры и усилению транзитного потенциала страны. Об этом сообщил аким Мангистауской области Нурдаулет Килыбай.
Он уточнил, что стратегическим партнером выступает китайская компания «Чжонъюн Интернешнл». Инвестор уже зарегистрировал юридическое лицо в регионе и готовит документацию для подписания Инвестиционного соглашения.
«Новый порт станет важным звеном формирующегося международного транспортного маршрута «Китай – Казахстан – Актау – Баку – Поти – Европа». Реализация проекта позволит сократить сроки доставки грузов на 7–15 дней, уменьшить транспортные расходы на 18–25%, а также создать дополнительные рабочие места», — подчеркнул аким области.
Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул, что развитие трансграничных торгово-логистических хабов является стратегическим приоритетом, направленным на превращение Казахстана в главный транспортный узел Центральной Азии. Для достижения этой цели Правительство должно ускорить создание всей необходимой инфраструктуры — транспортной, инженерной, промышленной — и обеспечить эффективную координацию между госорганами, акиматами и бизнесом.
Он отметил, что реализация проектов хабов позволит значительно сократить сроки доставки грузов, увеличить пропускную способность транспортных маршрутов, расширить производство, создать новые рабочие места и усилить экспортный потенциал страны.
Глава правительства подчеркнул важность системного подхода, который превратит хабы в точки притяжения капитала, инвестиций и новых производств. Для повышения их привлекательности необходимо сформировать комфортные условия для бизнеса: наличие готовой инфраструктуры, прозрачные процедуры, оперативное взаимодействие госорганов и механизмов поддержки.
Премьер-министр указал на необходимость развивать на территориях хабов не только логистику и складирование, но и полноценные производственные площадки. Ключевым фактором для инвесторов остаются скорость принятия решений, предсказуемость и отсутствие лишних барьеров.
Олжас Бектенов поручил акиматам обеспечить доступность земельных участков, инженерных сетей, автомобильных и железнодорожных путей, а также оперативно решать все возникающие вопросы. Отдельные ведомства получили конкретные задачи: Министерству промышленности — разработать концепцию создания СЭЗ для Индустриального торгово-логистического комплекса и Центра трансграничной торговли «Евразия», а Министерству транспорта — усилить контроль за строительством контейнерного хаба в порту Актау и представить отчет в I квартале 2026 года.
По данным Института экономических исследований, в ближайшие 3–5 лет Казахстан концентрирует усилия на двух ключевых коридорах: Транскаспийском международном транспортном маршруте и восточной ветке коридора Север — Юг. Приоритет задают конкретные количественные ориентиры по росту грузопотоков и пропускной способности, а также утверждённые планы модернизации железнодорожной и портовой инфраструктуры.










